Готов ли ребенок к детскому саду?
В большинстве случаев поступление ребёнка в детское дошкольное учреждение сопровождается проблемами его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребёнка так называемого <адаптационного синдрома> является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. Как родители, так и педагоги, параметрами готовности ребёнка к поступлению в детский сад считают владение навыками самообслуживания и привычку к режиму дня, приближенному к ясельному.
Вопрос же о том, в какой мере ребёнок готов к разлуке с матерью, к
установлению контактов с новыми незнакомыми детьми и взрослыми, к принятию и
соблюдению достаточно сложных и не всегда понятных для него социальных норм и
правил поведения, ни родителями, ни персоналом детских садов даже не обсуждается.
Более того, нередко родители, отмечая у своего ребёнка слабое развитие
навыков общения, стремятся отдать его в детский сад именно для того, чтобы он
этому научился. Такая <учёба> зачастую оборачивается тяжёлыми
переживаниями самого ребёнка, слезами и обидами других детей, претензиями и
замечаниями воспитателей.
Опыт показывает, что ребёнок, не владеющий навыками самообслуживания, но
психологически готовый к поступлению в более широкий, чем домашний, круг
социальных отношений, привыкает к детскому саду значительно быстрее и
безболезненнее, чем его сверстник, умеющий сам есть и одеваться, но не знающий,
как подойти или обратиться к чужому для него взрослому или другому ребёнку.
В целом проблема психологической готовности ребёнка раннего возраста к
<выходу> из семьи представляется ничуть не менее важной, чем проблеме
готовности к школьному обучению. Игнорирование её и порождает в дальнейшем так
называемого <несадовского> (а потом и <нешкольного>) ребёнка, не
могущего и не желающего принять иные, более жёсткие, чем в семье, социальные
нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические и
нервные заболевания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий